С первой выставки HeliRussia прошло десять лет. За это время на ее площадке были представлены практически все модели вертолетной техники российского и зарубежного производства. Количество участников и посетителей выставки растет год от года. Как всегда, на HeliRussia будут подведены итоги прошедшего года, а также представлены новые разработки и текущие направления развития отрасли. Обозначим некоторые из них.
Тенденции вертолетной отрасли
Для отечественной вертолетной индустрии 2016 г. выдался в целом удачным — начата поставка по гособоронзаказу арктического вертолета Ми-8АМТШ-ВА, первый полет совершил модернизированный Ми-28НМ, получен базовый сертификат на Ми-38 (формально, правда, его выдали в самом конце 2015 г.), а перспективный Ка-62 выполнил первое висение. Одним из главных событий для российской гражданской авиации стало принятие в эксплуатацию первых коммерческих вертолетов «Ансат».
На фоне позитивных новостей некоторое снижение производства на заводах холдинга «Вертолеты России» можно признать малозначительным — в 2016-м изготовлено всего на четыре вертолета меньше, чем годом ранее. Суммарные поставки в РФ вертолетов зарубежного производства в 2016 г. также несколько сократились — на шесть единиц.
Более существенно кризис, длящийся уже три года, сказался на количестве вертолетов в реестре гражданской авиации РФ, которое в 2016 г. сократилось впервые за последние девять лет. За год число ВС уменьшилось на 12 машин, до 2632 ВС (по состоянию на 1 января 2017 г.). Помимо снижения поставок из-за рубежа к сокращению парка привело постоянное выбытие вертолетов из эксплуатации по окончании срока действия ресурса (в основном за счет списания вертолетов Ми-2).
В 2016 г. в Россию ввезли 30 вертолетов зарубежного производства — на 17% меньше, чем годом ранее.
Стоит отметить, что за это время немного выросли поставки вертолетов Robinson — в 2016-м в РФ ввезли 15 бортов (1 R22, 4 R44 и 10 R66) против 11 в 2015 г. Возможной причиной стала отмена пошлин при ввозе в страны Евразийского экономического союза вертолетов массой без снаряжения до 1 т. Льготный режим действует до конца 2017 г.
По данным «АОПА-Россия» (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов), в 2015 г. в связи с авиационными происшествиями в России списали 10 вертолетов Robinson (6 R44 и 4 R66), в 2016 г. — 13 машин (7 R44 и 6 R66). Всего же по этой причине в прошлом году в РФ списали 23 вертолета, в том числе 3 российского производства.
Прошлогодние поставки Airbus Helicopters остались на уровне 2015 г., а вот у Bell Helicopter и Leonardo Helicopters дела пошли хуже. Справедливости ради стоит отметить, что три вертолета Airbus Helicopters пока не эксплуатируются по техническим причинам. Что касается Bell Helicopter, следует сказать, что в 2016 г. поставки этого производителя снизились впервые; у других производителей продажи в России начали уменьшаться еще в 2015 г.
Такое положение дел типично не только для России. По данным американской Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения (GAMA), в 2016 г. мировые поставки западных вертолетов снизились на 16,9%. Однако по прогнозам специалистов профессионального издания Aviation Week, в ближайшие 10 лет нас ожидает рост парка западных гражданских вертолетов на 11,5%. Предполагается, что ежегодно мировой вертолетный флот будет увеличиваться на 1,2%. В Европе ежегодный прирост составит 0,8%, а на крупнейшем рынке для вертолетных производителей — в Северной Америке — 0,5%.
Ожидается, что наиболее востребованными вертолетами в ближайшее десятилетие станут легкие однодвигательные Airbus Helicopters H125, Robinson R66, Bell-407 и Bell-505 Jet Ranger X, а также средний двухдвигательный AgustaWestland AW139. В сегменте более тяжелых вертолетов сохранится сложная ситуация, спровоцированная кризисом в нефтегазовой отрасли. Это не только осложнит выход на рынок новых типов ВС, но и усилит конкуренцию среди уже существующих моделей. Свою роль сыграет и отсрочка заказов на средние и суперсредние ВС, полученных от нефтегазовых компаний.
В связи с предстоящим увеличением мирового флота эксперты Aviation Week предрекают усиление спроса в сфере технического обслуживания и ремонта вертолетов. К концу 2026 г. его объем увеличится на 16%.
Альтернативный прогноз развития мирового рынка вертолетов на HeliRussia 2017 представит компания Honeywell. Презентация пройдет на 9-й Международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», включенной в деловую программу выставки. Мероприятие, которое состоится в день открытия HeliRussia, организуют Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ) и отраслевое агентство «АвиаПорт». На конференции также представят подробные количественные и качественные показатели развития вертолетной отрасли в России.
Российская экспозиция
Как всегда, представительной станет российская часть экспозиции. Традиционно на HeliRussia будет представлена госкорпорация «Ростех» и входящие в ее состав 23 предприятия: холдинг «Вертолеты России» — титульный спонсор выставки, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «РТ-Химкомпозит», «Технодинамика», Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Рособоронэкспорт», Раменское приборостроительное конструкторское бюро, «Аэроприбор-Восход», НПП «Измеритель», «Техприбор», НПП «Полет», Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК), ОКБ «Электроавтоматика», Конструкторское бюро промышленной автоматики (КБПА), Раменский приборостроительный завод (РПЗ), Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП) и др.
В экспозицию «Вертолетов России» войдут Ми-38 в VIP-исполнении и «Ансат», выполненный в корпоративной и медицинской версиях. Посетителей выставки познакомят с программами медико-эвакуационных Ми-38 и Ка-226Т. Кроме того, холдинг покажет беспилотные летательные аппраты (БПЛА) разработки своего нового конструкторского бюро «ВР-Технологии».
КРЭТ представит новейшие образцы бортового радиоэлектронного оборудования, лазерную систему наведения для обзорно-прицельных комплексов, нашлемную систему целеуказания и индикации и другие перспективные разработки.
Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ) продемонстрирует унифицированный пилотажный комплекс для всех типов вертолетов, комплект светотехнического оборудования на основе светодиодов и впервые покажет новейший комплекс бортового оборудования.
ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина (входит в «РТ-Химкомпозит») представит широкий ассортимент продукции из полимерных композиционных материалов и конструкционной оптики для вертолетной индустрии, в том числе электрообогреваемый органический триплекс для отечественного вертолета Ка-62, дающий возможность эксплуатировать машину в условиях Арктики. Также будут представлены образцы гетерогенных триплексов, имеющих в своем составе поликарбонат.
НПП «Авиаком» выставит свои последние разработки — блок навигационных приемников БНП4, радиодальномер ДМЕ1 и авиационный поисковый радиопеленгатор РПА-500. Данные системы созданы с использованием передовых технологий и по техническому и функциональному уровню находятся на уровне лучших образцов, выпускаемых мировыми лидерами авиационно-космической отрасли.
На стенде НПП «Прима» посетители увидят комплекс средств связи КСС-17 — передовой авиационный радиосвязной комплекс, разработанный для новейшего отечественного вертолета Ми-171А2. Предприятие также подготовило полный спектр современного радиосвязного оборудования для вертолетной техники, включая авиационные радиостанции различных диапазонов, самолетные переговорные устройства, аппаратуру речевого оповещения, аппаратуру беспроводной связи и многое другое.
«ВНИИРА-Навигатор» покажет малогабаритную систему наблюдения за воздушной обстановкой МСНВО-2010, представляющую собой компактное и энергоэффективное устройство, реализующее функции АЗН-В In и TIS-B 1090ES, а также ADS-R класса А2. Это первое отечественное изделие, способное не только принимать данные АЗН-В и TIS-B 1090ES, но и вырабатывать данные о воздушной обстановке на индикаторы в интересах как гражданской, так и военной авиации. Также компания выставит навигационную систему «БМС-Индикатор», в которой объединены функциональные возможности навигационного вычислителя, системы синтезирования картографической информации и базовые возможности системы раннего предупреждения столкновения с поверхностью земли.
На HeliRussia стало традицией сначала демонстрировать концепт, а затем год за годом показывать развитие проекта вплоть до готового натурного образца. В 2015 г. компания «Хеливейл» впервые привезла на выставку макет своего первенца — двухместного вертолета «Афалина». На выставке 2017 г. она покажет уже не макет, а реальный вертолет, готовый к летным испытаниям. За прошедшие 2 года программа активно развивалась — конструкция была доработана, поменялась часть агрегатов, некоторые из них прошли ресурсные испытания.
На HeliRussia 2017 состоится премьера двух новых летательных аппаратов Ventocopter, которые также готовятся к серийному производству. Ventocopter — это воздушное судно с несущим винтом, приводимым в движение воздействием набегающего потока воздуха при поступательном движении за счет работы силовой установки, независимой от системы несущего винта. Техническим преимуществом разработки является отсутствие режима сваливания и возможность безопасной посадки даже в экстремальной ситуации, стабильный полет в том числе при сильном ветре и малая чувствительность к турбулентности. Диапазон высот применения аппаратов в рабочих режимах варьируется от 1 до 6000 м (при наличии дополнительного кислородного оборудования).
Проект Ventocopter разрабатывает ЗАО «Газнанотех», которое работает в тесной кооперации с Калужским электромеханическим заводом (КЭМЗ), входящим в «Ростех». Разработка аппаратов Ventocopter идет на базе собственного конструкторского бюро с 2009 г. За это время были найдены оптимальные конструктивные, компоновочные и технологические решения. Одним из главных конкурентных преимуществ, помимо удобства в эксплуатации, станет стоимость, которая обещает быть в несколько раз ниже, чем у вертолетов сопоставимых характеристик.
Еще одной новинкой на HeliRussia станет макет авиадвигателя малой мощности ДДА-120, выполненный на 3D-принтере. Его разработкой занимается компания «Двигатели для авиации», которая приступила к проекту более 4 лет назад. Силовая установка, аналогов которой в России нет, предназначена для легкой и сверхлегкой авиации, в том числе БПЛА. В основу проекта ДДА-120 заложены разработки, которые ведутся еще с 80-х гг. прошлого века.
ДДА-120 получит уникальную топливную систему собственной разработки, которая даст ему высокую удельную мощность, сопоставимую с современными бензиновыми двигателями, и экономичность дизеля. К концу 2017 г. будет создан первый прототип.
Авиационные двигатели также будут представлены на стендах компаний «Климов» и ООО «ВКМС».
Многопрофильная компания «РВС-Холдинг», ставшая в прошлом году первым частным оператором легкого многоцелевого российского вертолета «Ансат», представит новую комплектацию перспективной российской машины, которая получила название «Охотник». Вертолет подготовлен для активного отдыха (охота, рыбалка, экстремальный туризм и т. д.). Он также подойдет для государственных и частных лесничеств, охотничьих и рыболовных хозяйств, в задачи которых входит экологический мониторинг.
Помимо «охотничьей» версии «Ансата» «РВС-Холдинг» представит единственный в стране частный авиационный учебный центр, позволяющий пройти обучение пилотированию и техническому обслуживанию вертолетов «Ансат».
Компания «АБ Систем» продемонстрирует программный комплекс Heli-STAR и мобильное приложение к нему. Heli-STAR автоматизирует поддержание летной годности воздушных судов любых типов, а мобильное приложение позволяет оперативно обмениваться данными о состоянии воздушного судна и его готовности к полету.
Иностранные участники
Несмотря на то что российский рынок вертолетных услуг пока остается в сложных условиях, он продолжает быть интересным для иностранных производителей вертолетной техники и оборудования. На выставке будут присутствовать все основные мировые игроки вертолетной индустрии: Airbus Helicopters, Bell Helicopter, Leonardo Helicopters, Robinson Helicopter, Airbus DS Optronics, LOM Praha, Pall Corporation, Trace Worldwide Corporation, Safran Group и другие. Заявки на участие в HeliRussia 2017 поданы компаниями из 17 стран.
Как всегда, на выставке будут представлены вертолеты из модельного ряда AWFamily производства Leonardo Helicopters: AW169, AW139 и AW189. Поскольку эти вертолеты относятся к одному семейству, они имеют много общего, в том числе кабину экипажа, что облегчает переучивание с одной модели на другую. Взлетный вес AW169 составляет 4,6 т, он способен перевозить до 10 пасс; AW139 обладает взлетным весом в 7,0 т и вместимостью до 15 чел.; взлетный вес AW189 — 8,6 т, он может взять на борт до 19 пасс. На HeliRussia 2017 выставят два серийных вертолета из этого семейства.
Bell Helicopter планирует показать вертолет Bell 407GXP, собранный на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Машину изготовили в рамках лицензионного соглашения, которое было подписано в мае 2015 г. на выставке HeliRussia. Два таких вертолета уже получил Омский колледж гражданской авиации.
На выставке также будут представлены вертолеты Airbus Helicopters и Robinson Helicopter (модели R44 и R66). Все машины обоих производителей, которые покажут посетителям, широко используются в России.
Помимо вертолетов на HeliRussia ежегодно демонстрируют дополнительное оборудование российской и зарубежной разработки. Операторы вертолетной техники стремятся получить максимальную отдачу от своего парка, поэтому спрос на оборудование, способное расширить потенциал применения техники, растет во всем мире. Не стала исключением и Россия.
Австралийская компания Turtle-Pac привезет на выставку пластичные контейнеры для авиатоплива, которые могут использоваться как дополнительные топливные баки внутри воздушных судов, а также транспортироваться (в том числе на внешней подвеске) для снабжения авиатопливом техники на земле. Прочность материалов позволяет сбрасывать топливные контейнеры на землю и на воду с парашютом и без него, если сброс происходит на небольшой высоте. Топливные емкости от Turtle-Pac могут быть интересны многим операторам авиатехники в России.
Норвежская компания Hansen Protection на своем стенде представит персональную защиту «Си Эйр Барентс» для пассажиров вертолетов, применяемых в прибрежной зоне. Такие системы уже используют компании «Газпромнефть Шелл», «Лукойл», «Сахалин Энерджи», Enel и Petrofac.
Компания из США Amphenol привезет на HeliRussia 2017 модуль Triax/Twinax, который дополнит ее семейство распределительных модулей для БРЭО. С его помощью можно распределять высокочастотные сигналы согласно стандарту ARINC 429 с частотой до 100 кГц. Модули от Amphenol используются на вертолетах и самолетах с целью соединения приборов БРЭО друг с другом.
Израильская компания ALD представит программное обеспечение для авиационного бизнеса, которое позволяет решать широкий комплекс задач, начиная с инженерных и системных работ и заканчивая поддержкой клиентов. Среди продуктов компании следует выделить решения RAM Commander, Safety Commander, FavoWeb и Favoweb ESRA.
Посетители стенда международной компании ORBIT, штаб-квартира которой расположена в Израиле, смогут опробовать комплекс 3D Audio с системой управления звуком в полете Orion. Этот продукт позволяет расширить ситуационную осведомленность, уменьшает нагрузку на пилота и увеличивает безопасность полета.
Компания H+S из Великобритании расскажет о своих возможностях в области ТОиР авиационных двигателей. Эти работы компания предлагает российским клиентам с 2001 г. с одобрением отечественных авиационных властей.
На стенде компании Aeromaritime Mediterranean (Мальта) продемонстрируют силовые установки Rolls-Royce M250 и RR300. Кроме того, представители компании расскажут о возможностях своего предприятия по техническому обслуживанию и ремонту двигателей PW100 и PW200 от Pratt & Whitney Canada.
Чешская LOM Praha познакомит посетителей выставки со своими возможностями по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации вертолетов Ми-8/17 и Ми-24/35. Кроме того, компания предлагает услуги по обучению пилотов и разрабатывает технологии авиационных симуляторов.
Финская Coptersafety продемонстрирует на HeliRussia 2017 потенциал по обучению пилотов вертолетов AW139, AW169, AW189, а также Airbus Helicopters H125 и H145 с помощью комплексных авиационных тренажеров. Компания обладает полностью оборудованным учебным центром, который расположен недалеко от аэропорта Хельсинки.
Итальянская Aero Sekur продемонстрирует аварийные буи, спасательные плоты и аварийные системы, помогающие удержаться на поверхности воды в экстренной ситуации. Такие системы, интегрируемые в фюзеляж, используются для оборудования вертолетов, выполняющих полеты над водой и участвующих в поисково-спасательных операциях. Кроме того, компания покажет дополнительные мягкие топливные баки, которыми могут оснащаться все вертолеты, соответствующие европейским и американским авиационным стандартам.
Австралийское представительство компании ACES Systems International, впервые участвующее в HeliRussia, познакомит посетителей выставки и специалистов со своими разработками в области балансировки и анализа вибраций рулевого и несущего винтов вертолетов. Решения компании ACES Systems позволяют операторам проводить настройку и калибровку несущих систем, опираясь на полученные при анализе данные.
Американская компания Pall Aerospace вновь продемонстрирует на HeliRussia свои инновационные разработки по фильтрации воздуха авиационных двигателей. Использование воздушных фильтров компании Pall позволяет эффективно и безопасно использовать вертолетную технику в различных климатических условиях и защищать двигатели от пыли, морской соли, дождя, льда, снега и мелких частиц. В частности, пылезащитными фильтрами Pall оснащается новый российский вертолет Ми-171А2.
Компания из Германии ADAC HEMS Academy GmbH представит на выставке демонстратор тренажера для пилотов вертолета H145 (Avionic Trainer H145) с прототипом приборной панели Helionix.
Российская компания «Хелиатика» в этом году впервые представит российскому профессиональному сообществу две свои разработки, созданные в содружестве с российскими и зарубежными партнерами. Речь идет об универсальном подвесном комплексе для аэрофотосъемки и мониторинга (создан совместно с российской компанией «Геоскан» и испанской Heliswiss Iberica) и системе обзора слепых зон (разработана совместно с Heliswiss Iberica). Оба решения предназначены для легких вертолетов R44/66, Bell-206/407, H120/125/130 и AS350/355.
На выставке уделят внимание и беспилотным летательным аппаратам, которые покажут не только на выставочных стендах, но и в действии. Среди моделей беспилотников отметим те, которые представят на стенде компании «Авиационные роботы»: Supercam S350 (Россия), «Геоскан 201» (Россия), Penguin C (Латвия), Lehmann Aviation LA 500 (Франция). Посетителям также покажут новый продукт от компании «Коптер Экспресс»— автономный квадрокоптер с зарядной станцией базирования, работающей в круглосуточном режиме. По расписанию или по команде оператора через Интернет дрон выполняет полетную миссию и возвращается на станцию для подзарядки. Компания «Русский дом авиации» покажет БПЛА «Орлан-10».
Деловая программа
На американской вертолетной выставке Heli-Expo, которая традиционно первой подводит итоги прошедшего года, были определены новые вызовы для вертолетной индустрии — шум и недостаток квалифицированного летно-технического персонала. Также отмечена растущая роль беспилотных авиационных систем, которые начинают использоваться для поддержки вертолетных работ. Эти темы будут затронуты и на HeliRussia 2017.
Новым направлением деловой программы юбилейной выставки станет тема экологии в авиации, которая организуется рамках Года экологии, объявленного президентом Российской Федерации. Конференция «Авиация и экология» призвана собрать широкий круг участников для обсуждения вопросов снижения нагрузки на экосистему со стороны авиационной промышленности и стать площадкой для налаживания двустороннего взаимодействия между экологами и представителями авиационной промышленности.
Результатом конференции должно стать более глубокое понимание текущей ситуации с воздействием на экосистему со стороны всей авиационной отрасли, а также исследование потенциала и возможностей по дальнейшему повышению экологичности авиационной техники, производств и компаний.
В рамках деловой программы выставки состоится 2-я конференция по развитию индустрии БАС, на которой обсудят общие вопросы пилотируемой и беспилотной техники, формирование целевых рынков и условия функционирования отрасли.
Традиционным мероприятием HeliRussia стала международная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая проводится в рамках выставки с 2012 г. За это время конференция стала крупнейшей профильной площадкой в России, на которой обсуждают в том числе совершенствование авиационно-спасательных технологий. Формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекают на мероприятие профессионалов самых разных специальностей.
Стоит отметить 5-ю конференцию «Авиационное бортовое оборудование», которую организует КРЭТ. Это мероприятие будет полезно широкому кругу специалистов, которые следят за развитием технологий в области авионики.
В деловой программе выставки состоится ряд других интересных и полезных мероприятий. «АОПА — Россия» проведет семинар «Безопасность полетов легких вертолетов». Ассоциация вертолетной индустрии организует круглый стол «Оборудование и эксплуатация вертолетных площадок». Фонд перспективных исследований подведет на HeliRussia 2017 итоги открытого конкурса на лучший демонстратор летательного аппарата вертикального или сверхкороткого взлета и посадки.
Торжества и развлечения
Неотъемлемой частью программы являются торжественные мероприятия. Главным событием года для вертолетного сообщества станет церемония награждения ежегодной премией АВИ «Лучший по профессии», которая пройдет на гала-вечере ассоциации 26 мая.
Пройдет и традиционная торжественная церемония награждения победителей и лауреатов фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», также организованного Ассоциацией вертолетной индустрии. На выставке будут демонстрироваться 40 лучших работ.
Новым событием на HeliRussia станет награждение победителей и лауреатов первого всероссийского конкурса аэродромов и вертолетных площадок АОН, проводимого Федерацией любителей авиации при поддержке АВИ. Организаторы рассчитывают, что проведение конкурса поможет сформировать современную аэродромную инфраструктуру АОН и привлечь инвестиции в эту сферу.
Зрелищным и ярким мероприятием в программе HeliRussia 2017 станет «Кубок HeliRussia по дрон-рейсингу». В соревнованиях используются беспилотные летательные аппараты с рамой размером до 90 мм. Пилотирование таких БПЛА осуществляется «от первого лица», через очки или шлем. Регистрация команд для участия в Кубке откроется на сайте выставки 15 апреля для всех желающих.
Деловая авиация на Мальте